Профилактика домашнего насилия

ОСТАНОВИ НАСИЛИЕ (НА ЯСНОМ ЯЗЫКЕ)

 

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать!

 

Домашнее насилие — умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.
1

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна — важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

Физическое насилие – Это толкание, хватание, щипки, удары, шлепки, таскание за волосы и другие действия, которые могут привести к физическим травмам; отказ в медицинской помощи, принуждение к употреблению алкоголя или наркотиков; препятствие в обращении за необходимой медицинской помощью. и т.п.
Сексуальное насилие – Включает принуждение к половому контакту, изнасилование, сексуальное унижение человека; нежелательные прикосновения, принуждение к просмотру видео порнографического характера, шантаж с использованием фото и видеосъемки интимного характера.
Психологическое насилие – Включает в себя разрушение самооценки или самоуважения человека посредством оскорблений, постоянной критики, пренебрежения способностями и талантами человека; угрозы причинить вред супруге (супругу), партнеру, детям, друзьям, домашним животным или самому себе; преднамеренная изоляция человека от других членов семьи, друзей, образовательных учреждений, работы, былых увлечений. Вред от этого вида домашнего насилия часто преуменьшается или игнорируется даже самими пострадавшими. Цель психологического насилия – подорвать чувство независимости и собственного достоинства человека, внушение ощущения безвыходности или беспомощности – как будто без лица, применяющего насилие (чаще всего партнера, супруга) у пострадавшей ничего не получится.
Экономическое насилие – Подразумевает осуществление тотального контроля над финансовыми ресурсами члена (членов) семьи, его (их) доступа к деньгам или финансовым активам семьи, создание препятствий или запрет на трудоустройство или получение образования.
Преследование бывших интимных партнеров (супругов), или сталкинг Включает в себя: появление преследователей без предупреждения в доме, по месту учебы (работы) пострадавших; отправка преследователями угрожающих или навязчивых текстовых сообщений и электронных писем пострадавшим; навязчивые и нежелательные способы наладить контакт с пострадавшими посредством телефонных звонков, встреч в общественных местах или у дома; причинение преследователями преднамеренного ущерба имуществу пострадавших (дому, машине, мобильному телефону и др.);
Газлайтинг – форма насилия, главная задача которого – вызвать сомнение у пострадавших в адекватности восприятия ситуаций, себя и других людей, в целом всего мира. Став жертвой газлайтинга, когда человеку постоянно твердят: «Такого не было, ты не так понял/а», – человеку начинается казаться, что он (она) действительно неадекватно воспринимает реальность.

Домашнее насилие – это цикл повторяющихся во времени с увеличением частоты и усилением характера жестокости действий одного человека по отношению к другому человеку, входящих в состав одной семьи и (или) объединенных близкими отношениями с целью установления контроля, запугивания, манипуляций и шантажа (Ленор Уолкер)

Правда ли, что насилие в семье всегда развивается по определенному сценарию?

Эпизоды домашнего насилия в каждой семье могут начинаться с разных поводов. Пострадавшие могут подвергаться постоянному, непрерывному насилию, или насилие может быть эпизодическим. Но существует общая модель развития насильственных эпизодов в семье, начинающаяся с фазы нарастания напряжения, за которой следует фактическое насилие, а затем наступает фаза спокойствия, примирения, часто называемая фазой медового месяца.

Цикл домашнего насилия в каждой семье обычно состоит из четырех этапов, которые повторяются на протяжении всего периода жестоких отношений в семье.

Первая фаза, «фаза нарастания напряжения», характеризуется эскалацией напряжения, словесными оскорблениями и мелкими физическими столкновениями. Пострадавшие стараются успокоить близкого человека, применяющего домашнее насилие, отчаянно пытаясь избежать серьезных конфликтов. Их чувство беспомощности и страха растет по мере того, как конфликты становятся все более серьезными. Данная фаза может длиться неделями или даже годами до тех пор, пока напряжение не достигает переломного момента.

Вторая фаза, которую условно можно назвать «серьезный инцидент насилия», представляет собой начало акта насилия, длящегося от 2-х до 24-х часов. Пострадавшие не в состоянии повлиять на исход второй фазы и могут только лишь попытаться защитить себя и своих детей.

В третьей фазе, «фазе последствий», человек, применяющий насилие в отношениях, может проявлять раскаяние, любовь и намерение измениться. Эта фаза порождает надежду пострадавших на то, что насилие прекратится. Со временем третья фаза становится все короче, и пострадавшие оказываются в ловушке между нарастанием напряжения перед вспышкой и насилием.

Четвертая стадия, стадия примирения и «любви», выражается в состоянии эйфории или же в чувстве сильной привязанности пострадавших к тем, кто применяет домашнее насилие; в желании пострадавших помочь близким, пусть и применяющим насилие людям (супругу-алкоголику, например), клятвах со стороны применяющих насилие начать новую жизнь и изменить свое поведение.

Если отношения не прервать, постепенно стадии примирения и спокойствия становятся короче, а стадии ссор и вспышек насилия – дольше.

Какие методы воздействия на пострадавших используют те, кто применяет насилие?

Изоляция. Чтобы усилить зависимость пострадавших, лица, применяющие домашнее насилие, стараются минимизировать общение пострадавших с внешним миром. Они могут мешать пострадавшим видеться с семьей (родственниками), друзьями или даже ходить на работу или в учреждения образования. Часто пострадавшие вынуждены просить разрешения сделать что-нибудь, пойти куда-нибудь или увидеться с кем-то.

Угрозы. Лица, применяющие домашнее насилие, используют угрозы, чтобы удержать своих «жертв», обычно партнерш (супруг, сожительниц), от ухода или напугать их, чтобы они отказались от обвинений. Они могут угрожать причинить вред пострадавшим или убить их, других членов семьи или домашних животных; угрожать покончить жизнь самоубийством, выдвинуть против пострадавших ложные обвинения в вымышленных проступках.

Запугивание. Лица, применяющие домашнее насилие, могут использовать различные тактики запугивания, чтобы заставить пострадавших подчиниться. Такие тактики включают в себя угрожающие взгляды или жесты, крушение предметов быта, уничтожение имущества, нанесение ран домашним животным или демонстрация оружия перед пострадавшими. Смысл этих действий заключается в том, что, если пострадавшие не подчинятся, последует жестокое наказание.

Отрицание и обвинение. Применяющие домашнее насилие люди умеют находить оправдания непростительному. Они могут винить в своем жестоком и агрессивном поведении трудное детство, плохой день или даже самих пострадавших и собственных детей. Они могут свести к минимуму акты своей жестокости или отрицать, что это произошло. Часто они перекладывают ответственность: якобы их жестокое и оскорбительное поведение является результатом «неправильного поведения» пострадавших.

Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!

Следует помнить, что личная неприкосновенность и безопасность является неотъемлемым правом любого человека. Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году, гласит:

“Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах”
“Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию”.

Как можно предотвратить и остановить домашнее насилие?

Зачастую единственный способ остановить домашнее насилие – это разорвать отношения между пострадавшими и лицами, его применяющими. В некоторых случаях насилие может прекратиться, если тот, кто применяет домашнее насилие, желает обратиться за психологической помощью, пройти коррекционную программу для лиц, совершающих насилие в отношении членов своей семьи. Прохождение специализированной коррекционной программы – процесс трудный и долгий, но всегда связан с наличием у обидчиков мотивации к изменению и осознанию неправомерности собственного агрессивного поведения по отношению к близким.

Коррекционная программа (ст. 31-1 Закона 122-З; в ред. от 06.01.2022 г.) – комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи гражданину, совершившему домашнее насилие, направленных на исправление (корректировку) поведения гражданина, формирование у него навыков ненасильственной коммуникации, предотвращение повторного совершения домашнего насилия.

Основанием для проведения коррекционной программы является рекомендация должностного лица субъекта профилактики правонарушений. Коррекционная программа проводится с согласия гражданина, совершившего домашнее насилие.

Если и сами пострадавшие, и те, кто применяет домашнее насилие, намерены сохранить семейные отношения друг с другом, то, чтобы прекратить существование в таких семьях фактов домашнего насилия, важно, чтобы не только лица, применяющие домашнее насилие, включались в коррекционные программы, но и пострадавшие получали соответствующую психологическую (психотерапевтическую) помощь.

Работа с психологами и специалистами по социальной работе важна для пострадавших, поскольку уже на самой первой встрече специалисты совместно с пострадавшим человеком составят индивидуальный план безопасности, исходя из особенностей его (ее) жизненной ситуации.

Дополнительную информацию о комплексной национальной модели работы с мужчинами, применяющими насилие в отношениях, можно получить здесь.

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем.

 

План обеспечения безопасности

 

Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие по отношению к вам:

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п;
  • Обратите внимание на то, в каких случаях ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); в ситуации, если к вам применят насилие, либо прячьтесь в таком месте, либо покиньте квартиру;
  • Выучите наизусть телефоны милиции,  кризисных комнат для женщин, соседей, друзей, к которым  можете обратиться, находясь в опасности;
  • Подумайте, каким образом вы можете связаться с милицией; не забывайте, что в милицию вы сможете позвонить в любое время бесплатно;
  • Расскажите друзьям и соседям, которым вы доверяете, о вашей ситуации;  договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если вы подадите такой знак;
  • Отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия;
  • Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах;
  • Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения, т.е. шаль, шарф, толстые цепочки;
  • Под любым предлогом, который не вызовет подозрение, выходите из квартиры (дома); таким образом вы приучите супруга к тому, что вы не постонянно находитесь в квартире (доме);
  • Регулярно общайтесь по телефону со своим консультантом или сотрудниками кризисной комнаты чтобы обмениваться мнениями по своей ситуации;
  • Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии.

Если вы готовитесь оставить человека, который применяет к вам насилие:

  • Отдайте на хранение все документы, которые доказывают, что к вам применялось  физическое насилие (фотографии, справки и т.д.), человеку, которому доверяете (друзья, соседи, адвокат и т.п.);
  • Определитесь, где вы можете получить помощь, расскажите там о том, что делает ваш супруг и не забывайте, что вы не должны стыдиться ситуации, в которую вы попали;
  • Если вы ранены, немедленно обратитесь к врачу, попросите врача оформить соответствующую справку;
  • Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
  • Записывайте все случаи насилия по отношению к вам в дневник, который будет находиться в надежном месте, недоступном вашему супругу;
  • Не ждите кризисной ситуации, заблаговременно  проконсультируйтесь со специалистом из  кризисной комнаты о своих правах;
  • Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
  • Храните необходимые номера телефонов и документов в легкодоступном для вас месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
  • Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
  • Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), которые будут хранить отложенные вами деньги у себя;
  • Спланируйте свои действия на тот случай, если дети либо кто-то другой расскажет супругу, что вы собираетесь от него уйти.

После того, как связь с человеком, применившим насилие, прервана:

  • Ни в коем случае не оставайтесь с этим человеком наедине, например, просите водителя такси подождать до тех пор, пока вы войдете в свой дом;
  • Если этот человек встречает вас на улице и угрожает, не стесняйтесь просить помощи у прохожих на улице. Например: “этот человек мне угрожает, позвоните, пожалуйста, в милицию” либо “этот человек пристает ко мне, у кого-нибудь из вас есть телефон?”
  • Убедитесь, что в вашем доме надежная дверь.

 Если вы находитесь под защитой закона и живете в прежнем доме (квартире):

  • Сообщите в ближайшее отделение милиции о своей ситуации, прислушайтесь к их советам;
  • Руководствуясь советами милиции, усильте безопасность вашего дома; по этому вопросу вы можете получить консультацию в милиции;
  • Договоритесь с другими жителями дома и поменяйте замок в доме (своей квартире);
  • Не бойтесь сообщить о своей ситуации своим друзьям, соседям, работодателю, школе, где учатся дети (эта информация останется конфеденциальной, поскольку в ситуации насилия все ведомства заинтересованы помочь вам и вашим детям);
  • Если человек, применявший ранее насилие, не соблюдает правила, немедленно сообщайте в милицию;
  • Попросите соседей звонить в милицию в случаях опасности;
  • Если есть такая возможность, старайтесь ходить на работу, сопровождать детей в детский сад, в школу не в одно и тоже время. Тоже правило постарайтесь применять ко времени своего возвращения домой; лучше ходить на работу и возвращаться домой в часы “пик”.

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

 НИКОГДА НЕ ПОЗДНО ПРИЗНАТЬСЯ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ!

 Помните, что это будет говорить ни в коем случае не о вашей слабости, а, наоборот, о вашей силе духа и желании изменить свою жизнь к лучшему

 

Куда вы можете обратиться за помощью, если страдаете от домашнего насилия?

1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
2.Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Кроме этого при ТЦСОН организована работа кризисных комнат, которые могут предоставить временный приют.
3.Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь агрессора к ответственности.
4.Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
5.Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

Государственное учреждение «Дрогичинский территориальный центр социального обслуживания населения»

 

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации.
Вам и вашим детям необходим временный приют.
Вы можете обратиться в наше учреждение по вопросу оказания услуги временного приюта (предоставления «кризисной» комнаты).
«Кризисная» комната – специально оборудованное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
За оказанием услуги временного приюта граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранений, других государственных органов и организаций.
В «кризисную» комнату могут быть помещены граждане следующих категорий:
• жертвы торговли людьми;
• лица, пострадавшие от насилия, террористических актов, техногенных катастроф, стихийных бедствий;
• лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности осуществляются на принципах самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
Услуга временного приюта является безвозмездной.
Режим работы «кризисной» комнаты круглосуточный.
Срок оказания услуги определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
По вопросам определения в «кризисную» комнату можно обратиться:
непосредственно в ТЦСОН по адресу:
г. Дрогичин, ул. Вокзальная, 15, административный корпус, 1 этаж.
Либо позвонить по телефонам:
8 (01644) 2-60-04
8 (01644) 7-81-01

При экстренном заселении в «кризисную» комнату Вы можете обраться в дежурную часть отдела внутренних дел Дрогичинского райисполкома по телефону:
102 (круглосуточно)

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:
1. ласка, эротизированная забота;
2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
3. изнасилование или растление, орально-генитальный контакт;
4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
5. проституция.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки
1.Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.
Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.
2.Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.
Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.
Приведем примеры такого поведения:
• ребенок снова начинает писаться по ночам;
• ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
3.Кошмары и иные расстройства сна.
Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.
4.«Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
5.Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
6.Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
7.Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:
• боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
• боль при мочеиспускании и испражнении;
• синяки вокруг гениталий;
• синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.
8.Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша.
Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:
• использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;
• проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
• касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.
ШАГ ВТОРОЙ:
Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось

1. Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
2.Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
3.Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.
4.Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».
5.Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
1.Выявляем, какие ситуации можно определить, как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
• вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
• разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
• принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
• демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
• демонстрация ребенку порнографических изображений;
• фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
2.Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.
С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».
3.Обращение в милицию или Следственный Комитет.
Схема действий:
1) наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
2) в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
3) в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».
Последствия:
1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.
Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии. В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.
2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.
Что представляет из себя опрос в дружественной комнате?
Беседу проводит специально подготовленный психолог.
Комната оборудована видеокамерой и чувствительным микрофоном. Во время опроса в ней находятся только ребенок и психолог.
Следователь руководит происходящим, находясь в соседней комнате. Он передает необходимые вопросы психологу при помощи специального оборудования.
Психолог строит с ребенком диалог, основанный на доверии, с учетом возрастных особенностей ребенка.
Опрос проводится один раз. Запись беседы сохраняется на диске, который передается следователю.
Преимущества опроса:
Сохраняется психика ребенка.
Повышается надежность и качество показаний.
Адреса дружественных комнат опроса:
СПЦ Дрогичинского района

г. Дрогичин, ул. ул. В.Хоружей, д. 24 .Телефон: 8 (016 44)74021

Полезные номера телефонов для детей и подростков, членов их семей, оказавшихся в ситуации насилия:

 

 телефон для экстренного вызова милиции: 102
 Республиканская телефонная горячая линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию: 8 801 100 16 11
 Служба экстренной психологической помощи «телефон доверия» г. Брест: 8 016 25 57 27, короткий номер 170
 Круглосуточная прямая линия МВД по приёму сообщений о фактах домашнего насилия в отношении детей: 8017 372 73 87
POMOGUT.BY – 8 801 100 16 11

Belarusian BE Russian RU